Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

QRdhs

Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке https://bus.gov.ru/qrcode/rate/284335?agencyId=103295

Новости, события

В канун Светлого Христова Воскресения  - Пасхи в рамках губернаторской программы «Вместе поможем детям» 18 апреля 2014 года в большом зале администрации Новопокровского района состоялось благотворительная акция в поддержку творчески одаренных детей « На самой высокой ноте» с участием главы администрации района А.Н. Сотникова.

Благотворительное мероприятие было организовано управлением культуры с участием Детской художественной школы, Детской школы искусств и районного дома культуры. На акцию были приглашены предприниматели и фермеры Новопокровского района.

Тот, кто однажды соприкоснулся с искусством, знает, скольких сил требуется для того, чтобы стать лауреатом конкурса или выставки. Для этого нужно быть не только талантливым, но и целеустремленным: ежедневно играть гаммы, проделывать невероятно сложные упражнения за хореографическим станком, проводить время у мольберта,  когда твои сверстники увлечены различными играми. И только после этого наступают удивительные минуты счастья от долгожданной победы.

Такой очередной победой для учащихся школ стали выступления на благотворительном концерте и участие в выставке творческих работ.

О необходимости поддержки молодых дарований, оказании им  реальной помощи, выступили представители бизнеса, внесших весомый вклад, оказав, добровольную материальную помощь. Собранные средства в рамках акции будут направлены на социальную поддержку творчески одаренных детей.

7 марта 2014 в Детской художественной школе станицы Новопокровской преподавателем Кобзевым Сергеем Васильевичем Был проведен видео -концерт посвященный Международному женскому дню.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» станицы Новопокровской

муниципального образования Новопокровский район

Методическая разработка

преподавателя МБОУ ДОД ДХШ ст. Новопокровской

Стаценко И.А.

на тему:

«Стилизованный натюрморт»

Ст. Новопокровская

2013 год

В современной системе художественного образования одной из основных дисциплин является предмет «Основы графического дизайна», появилась она недавно, но уже сейчас видна необходимость обучения этому предмету, являющегося основой для получения определенных навыков для дальнейшего поступления учащихся на отделения графического дизайна художественного училища.

В третьем классе отделения графического дизайна Детской художественной школы декоративная композиция «Стилизованный натюрморт» расширяет рамки творческих задач и опирается на индивидуальные способности учащихся подмечать и доводить самое характерное в натюрморте до максимальной цветовой, композиционной и пластической выразительности. Цель задания - развитие абстрактного мышления. Стилизованное изображение становится одним из наиболее важных этапов на пути освоения такой формы восприятия и передачи реальности, как абстракция. Способность мыслить абстрактно, опираясь на внутренние законы природы, и умение передать идею визуально – графическими средствами особенно важны. Умение постигать законы реального мира и использовать знания непосредственно в проектной деятельности есть главная задача обучения стилизованному изображению.

Стилизация как процесс работы представляет собой декоративное обобщение  изображаемых объектов (фигур, предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений. Достигается стилизация упрощением и обобщением внешней формы в соответствии с ее границами, изменением абриса, преобразованием объема в плоскостно-декоративную форму с предельно выразительным силуэтом. Возможна также  интерпритация исходной формы.

При декоративной стилизации изображаемого объекта необходимо стремиться, чтобы композиция отвечала принципу архитектоничности, т.е. выстраивать систему связей отдельных частей и элементов в единую целостность.

Жанр натюрморт наиболее показателен в плане изучения признаков декоративной стилизации. Специфика жанра подразумевает повышенное внимание  художника к структуре объемов, фактуре поверхности предметов и характеру их пространственных соотношений.

Чтобы в натюрморте состоялась стилизация, он должен отвечать не только условностям, характерным для декоративного искусства, а быть выстроенным в едином плане, т.е. все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства – линия, фактура, цвет – должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной главенствующей идеи.

К основным принципам построения графической композиции относят: цельность, симметрию, асимметрию, ритм и пластику.

 

Цельность- один из самых важных принципов построения любой композиции. В обыденном значении она понимается как неразрывность, непрерывность, единство. С цельностью связывают ясность и простоту восприятия формы.

Симметрия часто трактуется как основной закон природы. Обычно в искусствознании симметрия связывается со спокойным равновесием. В декоративной стилизации натюрморта понятие равновесия охватывает:

- цветовое решение;

- выявление объема и перспективы (если есть необходимость);

- распределение света и тени (если также есть необходимость);

- характер и особенности применения основных элементов графики и т.п.

Признавая огромную роль простого равновесия в понятии о симметрии, мы осознаем важное значение его закономерностей не только для всех типов натюрмортов, но и для всего изобразительного искусства.

Асимметрия в обыденном ее понимании – это отклонение от симметрии или ее отсутствие. Асимметрия по своей природе настроена на более активные связи с окружающей средой, поэтому она всегда вызывает повышенный интерес у художников.

Проявление симметрии и асимметрии в искусстве натюрморта – результат воздействия двух взаимно проникающих  методов, которые дают множество произведений с гармоничным существованием статики и динамики. Они как бы выражает две стороны жизни человека, его характер. Знание особенностей статичных и динамичных построений дает возможность выхода на композиции с нюансированным преобладанием тех или других начал.

Если композиция натюрморта выполняется из форм, тяготеющих к наклонным линиям или острым углам, то имеет смысл применить динамический способ равновесия, утвердив одну общую идею движения и в цветовом колорите, используя активные цветовые и тональные контрасты взаимодополнительных цветов. Возможно, также членение плоскости на неравные части.

Если в композиции участвуют формы строгих очертаний, лучше использовать статику, симметрию, с использованием спокойного, нежного колорита родственных цветов, малоактивных контрастов и, если есть необходимость, членение композиционной плоскости на равные части.

Ритм – универсальный структурный принцип, действенный для любого эстетического объекта. Ритм - «закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (звуковых, речевых, изобразительных и т.п.). Одно из важнейших проявлений ритма – повторность элементов, мерность их чередования. В натюрморте ритм в наиболее ярком виде проявляется в декоративных композициях со значительной орнаментальной составляющей. В натюрморте с множеством предметов сложность ритма достигается сочетанием или наложением простых ритмических рядов.

Пластика как выразительность лепки объемной формы произведений искусства общеизвестна. Пластические свойства произведений искусства ассоциируются у нас с композициями форм, зрительно «перетекающих»

друг в друга, или с одной, изменяющейся на своем протяжении формой. Все виды пластических движений форм, существующих в искусстве, можно наблюдать в натюрмортах с цветами и плодами.

 

Рассмотрим некоторые способы трансформации формы:

 

  1. Любой объект натюрморта может быть переработан фантазией и способностью подметить характерное; можно утрировать природную форму, доведя ее до максимальной остроты, например, предельно округлив пузатенький кувшин, активно вытянуть удлиненную форму груши, подчеркнув пластику предметов нанесением декоративного рисунка. Важно при этом исходить из особенностей конкретного объекта,  нецелесообразно, например, круглую форму заменять на квадратную и наоборот.
  2. Возможно изменение соотношений пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими.
  3. Допускаются различного рода условности; предметы можно подвешивать в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя в стороны, устанавливая их на мнимой, условной плоскости. Один и тот же объект в композиции может восприниматься с нескольких точек зрения, например, основание кувшина изображается фронтально, а горлышко – развернуть, как будто на него смотрят сверху.
  4. Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то делать это надо достаточно условно. Все приемы должны работать на выявление выразительности композиции и предметов в ней.
  5. Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать их количество, вводить дополнительные объекты, добавлять недостающие драпировки или фрукты для заполнения пространства, но главное – сохранить суть и узнаваемость постановки.
  6. К поиску цветовых вариантов следует подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой колорит данной постановки полностью, меняя при необходимости лишь тональные отношения; можно также значительно дополнить его новыми сочетаниями.

Применить активные контрасты или мягкие тональные сочетания зависит от пластического хода постановки. Динамический ритм «рубленных» плоскостей имеет смысл подчеркнуть тональными и цветовыми контрастами взаимодополнительных цветов. В мягкой пластике изгибающихся форм существующие контрасты можно сгладить колоритом родственных сочетаний или введением орнаментальных рисунков.

Возможностей для стилизации много, важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи, быть обдуманны, взвешены и отвечать одной самой главной задаче декоративной выразительности.

Натюрморт может быть декоративным за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и др. Но в нем не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов.

Любая постановка натюрморта на чем – то строится: либо на вертикали доминирующего кувшина, либо на выразительности декоративного задника – подноса, либо на своеобразной красоте букета цветов, т.е. обязательно есть что – то главное, привлекающее внимание, вокруг которого все располагается. Это главное нужно вычленить, сделать на нем акцент, может быть, утрировав его пластику, подчинить этому основному объекту все остальное в композиции.

Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если  это созвучно основной идее построения композиции.

Можно построить натюрморт на плавной тягучей пластике силуэтов кувшинов и драпировок и на введение такого же типа декора, используя нежные пастельные цветовые сочетания и мягкий ненавязчивый рисующий контур. А можно взять за основной композиционный принцип рубленные композиционные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометрическим декором.

В процессе обучения возможности стилизации в композиции натюрморта будут отрабатываться на конкретных постановках.

Изучение возможностей стилизации мы рассмотрим  на примере открытого урока по предмету основы графического дизайна в 3 классе ДХШ «Стилизованный натюрморт».

 

План открытого урока

в 3 классе по предмету «Основы графического дизайна»

на тему:

«Стилизованный натюрморт».

Цель урока: развитие абстрактного мышления.

Задачи урока: знакомство с особенностями декоративных композиций.

Материалы: формат А3, белая бумага, гуашь цветная, цветная бумага, клей,

карандаш.

Отведенное время: 10 часов.

Ход урока.

  1. 1. Большую роль при выполнении задания играет постановка. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою характерную особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и стилизации; маловыразительная постановка не даст желаемых результатов.

Начинать выполнение  практического задания необходимо с внимательного анализа. Нужно изучить обстановку, внимательно рассмотрев ее с разных точек зрения, так как неожиданный ракурс может натолкнуть на композиционную идею.  Далее нужно сделать ряд поисковых эскизов различного характера. Нужно выполнить графические поиски композиции натюрморта, ее фрагментов или отдельных предметов, стараясь максимально разнообразить эскизно – поисковый этап.

Набор предметов для стилизованного натюрморта.

 

Поисковые эскизы.

 

2. После того, как ориентировочный стиль пластики определился, делаются композиционные варианты постановки в целом, чтобы добиться выразительности и остроты изображения. Поэтому не нужно спешить сразу выполнять окончательный вариант, следует попробовать отработать другие пластические ходы, чтобы окончательно убедиться в верности найденного решения. Любой натюрморт, в том числе и стилизованный, должен быть уравновешенным. При организации равновесия в стилизованном натюрморте необходимо решить,  в каком случае отдать предпочтение статике, а в каком – динамике. Если композиция выполняется из форм, тяготеющим к наклонным линиям или острым углам, то имеет смысл применить динамический способ равновесия, утвердив общую идею движения и в цветовом колорите, используя активные цветовые и тональные контрасты взаимодополнительных цветов. Возможно так же  членение плоскости на неравные части.

 

Динамичная композиция в натюрморте.

3. Если в композиции участвуют формы строгих очертаний  лучше использовать статику, симметрию, с использованием спокойного, нежного колорита родственных цветов, малоактивных контрастов и, если есть необходимость, членение композиционной плоскости на равные части. Любая стилизованная композиция должна иметь композиционный центр или доминанту. В натюрморте это может быть предмет, группа предметов или цветовое пятно.

 

Статичная композиция в  натюрморте.

 

Стилизованный натюрморт.

 

Стилизованный натюрморт.

 

 

Стилизованный натюрморт.

Учитывая тот факт, что обучение в Детской художественной школе или школе искусств, в отличии от кружковой работы, является базой для получения знаний, развивающихся по принципу от простого к сложному и основой для получения знаний достаточных для поступления в средне специальные и высшие учебные заведения, задание «Стилизованный натюрморт» является первой ступенью для получения основных знаний по условно – стилизованному изображению. Учащиеся, отработав это задание в 4 классе, выходят на решение более сложных задач в задании «Декоративная композиция». Эта работа в меньшей степени связана с натурными постановками и выполняет роль своеобразного «катализатора идей», развивает наблюдательность, умение отбирать и использовать главное для итогового результата. Задание, как правило, связано с освоением пространства. Это стилизованные композиции фигур, помещенные в интерьер, темы улицы, села, города и т.д. Трёхмерность формы очень условна, решение всей композиции плоскостное, допускается рельефное изображение и применение декоративных орнаментов.

Таким образом, мы достигаем основной цели стилизации как художественного выражения основной характеристики, главного свойства самой сущности реального объекта. Стилизованное изображение становится одним из наиболее важных этапов на пути освоения такой формы восприятия и передачи реальности, как абстракция.

8 февраля 2014 года на базе Детской художественной школе города Тихорецка был проведен зональный этап XVI краевого конкурса академического рисунка и живописи среди учащихся старших классов художественных школ и художественных отделений школ искусств Краснодарского края. По итогам зонального этапа конкурса в номинации «Живопись»: Клесова Мария получила диплом Iстепени, Шелудько Лев- диплом II степени, Закусилова Любовь –диплом II степени, Жигулина Дарья – диплом IIстепени, в номинации «Рисунок»: Сопко Дарья – диплом III степени, Лашина Анастасия –диплом III степени (преподавателя Стаценко И. А). Двое учащихся Фролова Анастасия(преподавателя Рощупкиной И. А) и Костина Кристина(преподавателя Дедовой О. А). были награждены дипломами за творческие достижения по академическим дисциплинам.

 

В рамках IV фестиваля - конкурса детского творчества «Адрес детства – Кубань» в Районном Доме Культуры станицы Новопокровской учащимися детской художественной школы были проведены мастер - классы:

Компьютерная графика.

Руководитель:Стаценко Ирина Александровна.

Ребята принимавшие участие в мастер – классе показали свое мастерство и умение работать в графических программах, новое направление на отделение графического дизайна привлекло большое количество заинтересованных зрителей в числе которых оказалось много учащихся средне образовательных школ. Умение владеть новыми техническими средствами, как художественным инструментом, показали семь учащихся: Сергеева Арина, Колесник Кристина, Петрова Мария, Кулеш Алина, Родичева Дарья,Закусилова Любовь, Сопко Дарья.

 

 

Ткачество.

Руководитель:Рощупкина Ирина Александровна.

Свое умение показали учащиеся декоративно – прикладного отделения: Александрова Татьяна ткала пояс на берде полотняным способом, а Ванькова Валерия браным способом, Фуникова Виктория работала за ткацким станком на трех утках выполняя тканую дорожку.

 

Художественная обработка древесины.

Руководитель:Кобзев Сергей Васильевич.

Учащаясядекоративно – прикладного отделения Климчук Лариса дала мастер-класс художественная обработка древесины, он заключался в показе способов выполнения трехгранно-выемчатой резьбы.

 

 

Квиллинг.

Руководитель:Алтухова Юлия Сергеевна.

Учащиеся подготовительного отделения показали свое умение работать в технике «квиллинг», чем привлекли большое внимание посетителей.

В мастер- классе принимали участие: Махонина Дарья, Попов Александр, Колядная Ирина, Чилигина Ксения, Соловьева Елизовета, Подскребкина Мария, Саядян Аннета, Севостьянова Дарья, Чилигина Ксения, Шемит Эльмира, Царева Ксения, Чернышова Софья.

 

Также детская художественная школа приняла участие в концертной программе.

 

 

Великолепие и разнообразие фасонов показали учащиеся

декоративно – прикладного отделения «Моделирование одежды» в дифеле».

Ребята долгое время шили и декорировали костюмы: вышивкой крестом, мережкой, бусинами и стеклярусом. Дополнили костюмы пояса тканые на берде . Так появилось две коллекции :

 

«Стилизованные кубанские костюмы» В ее создании принимали участие: Чурилова Анастасия, Бекетова Алина, Бабичева Ольга, Вагнер Виктория, Пантюхина Екатерина.

Руководитель: Алтухова Юлия Сергеевна.

Декоративной отделкой занимались: Фуникова Виктория, Бабич Виктория, Александрова Татьяна, Ванькова Валерия, Колесникова Полина.

Руководитель: Рощупкина Ирина Александровна.

 

 

«Современная мода кубани» В ее создании принимали участие: Клименко Вика и Хохрякова Юлия.

Руководитель:Оглоблина Людмила Николаевна.

Декоративной тделкой занимались: Фуникова Виктория, Бабич Виктория, Александрова Татьяна, Ванькова Валерия, Колесникова Полина.

Руковадитель:Рощупкина Ирина Александровна.

По итогам творческого отчета IV фестиваля - конкурса детского творчества «Адрес детства – Кубань» членами жури были отмечены званием лауриата:

По итогом концертной программы:

Отделение ДПИ ДХШ станицы Новопокровской,

Преподаватели: Ю. С. Алтухова, И. А. Рощупкина, Л.Н. Оглоблина.

По итогам выставки:

Коллективная работа «Коллекция стилизованных кубанских костюмов» ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Алтухова Ю.С.

Коллективная работа «Молодежная мода Кубани » ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Оглоблина Л. Н.

Акимов Ярослав- ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Дедова О. А.

Тарапелова Диана- ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Стаценко И. А.

Жигунова Дарья- ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Стаценко И. А.

Афанасьева Дарья- ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Стаценко И. А.

Родителева Анастасия- ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Борисова Е. Л.

Коллективная работа «Кладовая ремесел» ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Рощупкина И. А.

Коллективная работа «Пестрые нити» ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Рощупкина И. А.

Сыроватко Алексей- ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Стаценко И. А.

Семочкин Михаил- ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Стаценко И. А.

Шалык Виолетта- ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Борисова Е. Л.

Дзюба Наталья- ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Борисова Е. Л.

Лихобабина Евгения- ДХШ станицы Новопокровской, преподаватель: Борисова Е. Л.